Семиглавый красавец Папай

Краснодарский край

Гора Папай – комплексный памятник природы Краснодарского края. Расположение — территория Абинского и Северского районов Краснодарского края. Высота главной вершины 818,68 м. Самая западная скалистая вершина Кавказа. Но это  не совсем вершина, а небольшой горный хребет, состоящий из семи вершин. Здесь самым необычным образом пересекаются проявления природы древней влажной Колхиды, бореальной суровой стихии и аридного средиземноморья.

Широта: 44.640922 N

Долгота: 38.407693 E

Географические координаты

Папай. Растительный мир

Растительный мир данного массива очень разнообразен. В основном преобладают сообщества дуба скального.  На вершинных участках господствуют можжевельники: красный, высокий и вонючий. В травянисто-кустарниковом покрове преобладают ковыль перистый, ковыль-волосатик, боярышник красный, шиповник коричный, изредка мушмула германская и шаровница волосоцветковая.

Ясенец кавказский

В июне месяце идёт цветение на горе Папай ясенца кавказского. Ясенец кавказский — опасное растение, которое способно вызвать сильнейшие ожоги. Чтобы получить ожог совсем не обязательно трогать это растение. Достаточно просто пройти рядом с ним с открытыми участками тела. Это растение во время цветения выделяет большое количество эфирных масел. Если поднести горящую спичку к этому растению, то вокруг него вспыхивает воздух. Именно эти эфирные масла вызывают долгозаживающие ожоги. Причём никакой боли не чувствуется. Через несколько часов на месте ожогов кожа краснеет и совсем скоро появляются волдыри. Поэтому в июне рекомендую посещать гору Папай в одежде, которая плотно закрывает руки и ноги. Отмечу, что ясенец кавказский наиболее опасен во время цветения и чуть меньше во время плодоношения. В период вегетации ясенец кавказский довольно безобидное растение.

Папай. Можжевеловые редколесья

Можжевеловые редколесья на Папае имеют терапевтические свойства. Доказано, что согласно исследованиям профессора В.П. Токина, один гектар можжевелового леса выделяет в атмосферу примерно 30 килограмм летучих веществ с противогрибковыми и бактерицидными свойствами – фитонцидов. Этого количества достаточно для стерилизации воздуха такого крупного города, как Краснодар.

Папай. Животный мир

Из животного мира встречаются кабаны, косули, если кому повезет может увидеть серну. Мне однажды удалось увидеть серну при подъёме на вершину Западный Папай. Она довольно быстро в несколько прыжков по скалам скрылась из виду. В низовьях и в районе Папайского перевала в вечернее и ночное время широко встречается енот-полоскун.

Геологическое строение

Хребет сложен слоистыми отложениями юрского и мелового периодов. Вероятно из-за этого склоны горы Папай светло-серого цвета. По ущельям нередко встречаются окаменелые останки древних моллюсков, потому что данная территория, как и весь Кавказ около 5 миллионов лет назад была дном древне океана Тетис. Данный океан разделял два древних континента: Гондвану и Лавразию. Многие туристы мечтают побывать на Папае. Едут туда из различных уголков нашей страны. Но здесь необходимо преодолеть много трудностей. Главные из них – это крутые склоны и сложный подъезд.

Папай. Топонимика

По мнению археологов, название вершины Папай произошло от этноса «папаги», населявшего окрестности в V-X в.

Можно предположить и другую трактовку названия: от «пэпэай», где адыгейское «пэ» – «нос» или «начало» и «ай» – именной суффикс, т.е. возможно «нос + нос» или «много носов», т.е. много вершин, что в целом соответствует действительности, т.к. Папай состоит из пяти основных вершин (Западного, Центрального, Северного, Главного и Восточного Па-пая).

Возможна еще одна версия, объясняющая смысловое значение топонима Папай: связана она с древними племенами, населяющими Северное Причерноморье и Северный Кавказ с VII в. до н.э. до III в. н.э. и называли их скифами. У скифов был культ «семи богов». Главный среди них был Папай, равный Зевсу (по греческой мифологии). Таким образом, эту замечательную вершину нарекли, быть может, еще скифы в честь главного своего божества Папая.

В.Н. Ковешников

Восхождения на гору Папай

Наиболее благоприятное время для восхождения

Внимание! Во время тумана, снега, гололеда, дождя, подъем на г. Папай категорически не рекомендую. Группам младших школьников и туристских группам со слабой физической подготовкой подъём на вершину настоятельно рекомендую осуществлять без рюкзаков. Площадки для проведения фотосъемки резко ограничиваются слишком малыми размерами и довольно крутыми склонами: к падению и печальным последствиям может привести лишний шаг. Самым благоприятным временем посещения являются ранняя осень и поздняя весна. Летом лучше в июне (но не забываем про ясенец кавказский). В июле и августе наблюдается сильная жара и большие проблемы с питьевой водой в долинах рек Убин, Большой Хабль и Папай.

Из пос. Новый через Папай в ст-цу Убинскую

Сосновая Роща

Протяжённость пути около 45 км, перепад высот примерно 750 м. В пос. Новом от конечной остановки идём в направлении основной дороги на восток, вверх по долине реки Большой Хабль. Примерно через 500 м от окраины Нового,  дорога резко уходит вверх. После подъёма, справа, имеется высокий обрыв, мергелистый склон, слева, местами поросший кустарниками скумпией кожевенной. В этом месте дорога заметно уходит вниз. После небольшого спуска, проглядываются дома – это отдаленная часть пос. Новый, именуемая среди местного населения как «Грушки». В этом месте и правда много деревьев дикой груши. Примерно метров через 800 развилка. Налево дорога уходит вверх в пос. Сосновая Роща. Мы идём прямо.

Медвежьи Ворота

Далее на всех поворотах и развилках следует придерживаться основной дороги, она более четко выделяется на фоне остальных дорог и наезжена. Следует обратить внимание, что дорога на данном участке труднопроходима даже в летнее время, иногда встречаются лужи глубиной более 1 м. Данные препятствия необходимо обходить по обочине, где местами имеются небольшие тропы. Примерно через 8 км дорога в очередной раз пересекает реку, которая от этого места и далее течёт слева от дороги, и проходит через узкое ущелье, именуемое Медвежьи Ворота. Это ущелье является самым узким местом в долине реки Хабль. Примерно через 1 км справа расположен родник и между деревьями прибита маленькая лавочка.

Вонючий Родник и Сахалинская хата

Далее, через 1 км от родника дорога вновь пересекает реку, ранее здесь был бревенчатый мост, от которого остались одни развалины. Перед бродом, вправо уходит дорога, через 500 м. от поворота, расположен небольшой охотничий домик, именуемый среди местного населения как «Сахалинская хата». Её так называют потому что стоит она у подножия горы Сахалин.

В данном домике, при необходимости можно расположиться на ночлег, но, в период охотничьего сезона  не рекомендую делать это, потому что велика вероятность встречи с не совсем трезвыми и порою неадекватными охотниками. Почти сразу после брода, от дороги справа, имеется минеральный источник. Именуется он как Вонючий Родник, но содержание сероводорода в воде невысокое и вода не отличается резким неприятным запахом, но небольшой специфический запах имеется.

Щель Папайская

От этого места дорога становится ещё хуже. В период межсезонья рекомендуется идти в резиновых сапогах. Через 1 час дорога уходит и поворачивает вправо, впереди возвышается скалистая вершина – это вершина Западный Папай. Немного пройдя, дорога выводит на поляну. Здесь имеется развилка. Влево дорога поворачивает в щель Папайскую, в которой через 1,5 км имеется охотничий домик. Далее дорога уходит вверх на пер. Папайский. До вершины перевала отсюда идти примерно 1 час, но далее до перевала воды для питья не будет, так что в случае необходимости, в данном месте можно расположиться на ночлег.

Перевал Папайский (Арочный)

На самой вершине перевала Папайский влево и вправо уходят дороги, основная и наезженная – направляется вниз в долину реки Папай в урочище Чёрный Аул. Путь на вершину г. Папай  влево. За небольшим подъёмом, дорога уходит по направлению вправо. Примерно через 2 км налево уходит промаркированная тропа, немного ниже, примерно через 70 м. в направлении по дороге, слева расположен родник. В данном месте, в случае необходимости, можно выбрать место для неплохого ночлега, но, в данном месте наблюдается довольно много комаров, и в летний период засухи родник часто пересыхает. От родника до самой реки Убин воды для питья не будет.

Западный Папай

На вершину горы Папай необходимо идти по маркированной тропе. Тропа, изгибаясь серпантином, местами проходит через прилично крутые склоны. Примерно через 1,5 км тропа выводит на поляну. В данном месте виден практически во всей красе Папайский хребет. Впереди в восточном направлении виднеется крутая скалистая вершина с тригопунктом – это вершина Главный Папай (818,68 м.), справа виднеется хребет Церковный, немного левее, хребет Коцехур, который на топографических картах указан как Лысые горы. Его легко узнать по огромной радиолокационной станции, издалека она похожа на красно-белый шар. При прохождении г. Папай необходимо соблюдать особую осторожность, т.к. довольно часто встречаются крупные скалистые пропасти и обрывы, а тропа идет непосредственно над ними.

Западный Папай-2

Далее тропа поворачивает влево и уходит на довольно крутой скалистый подъём, идти по которому необходимо довольно осторожно. Пройдя крутой подъём, тропа уходит по направлению вниз в восточном направлении, далее недолгий подъём, затем тропа выходит на вершину Западный Папай-2, в этом месте расположен старый обелиск. Затем тропа уходит вниз, немного ниже влево уходит еле заметная тропинка, которая выводит к Папайской пещере. От этого места тропа уходит в дубовый лес, пройдя через  него, снова выводит на поляну.

Центральный Папай

Местами встречаются лёгкие скалистые участки, прохождение которых не требует особого труда и умений, но следует соблюдать осторожность. Везде на участке тропы встречаются заросли граба, мушмулы, шиповника и можжевельника. Далее тропа выводит на небольшую вершину покрытую лесом. Это вершина Центральный Папай. На этой вершине уходим налево в направлении долины реки Убин, прямо тропа выводит на вершину Главный Папай.

Другие Варианты спуска с Папая

На вершине Центральный Папай, можно, при необходимости, оставить рюкзаки и идти на вершину Главный Папай налегке. Этот путь займет примерно 20-30 минут в одну сторону. С вершины направо, в южном направлении, уходит хорошая тропа, двигаясь по которой можно выйти на Папайские водопады и ур. Чёрный Аул. Также в восточном направлении уходит еще одна тропа, но спускаться по ней  без специального снаряжения и навыков, не следует.

Северный Папай

От вершины Центральный Папай тропа движется вниз в направлении на север. После некоторого недолгого спуска она уходит вверх на вершину Северный Папай, покрытую лесом. От вершины почти всё время двигаться вниз. Примерно через 2 км тропа выходит на лесовозную старую дорогу. Далее примерно через 3 км выходим на развилку: налево дорога выводит в щель Папайскую (д.р. Большой Хабль), но нам идти вправо. Далее идем в направлении на северо-восток, и примерно через 1,5 км дорога выходит на основную наезженную дорогу, следующую по долине реки Убин.

Убинский охотничий кордон

В данном месте нужно идти влево по основной дороге. Метров через 70 дорога пересекает небольшой ручей. В случае необходимости в этом месте и далее можно расположиться на ночлег. Прохождение горы Папай обычно занимает примерно от 4 до 7 часов (в зависимости от подготовленности группы). Перейдя ручей, дорога выходит на еще более наезженную дорогу, в этом месте сворачиваем вправо. Далее на всем пути необходимо при движении ориентироваться в направлении нижнего течения реки. Примерно через 4 км дорога  выходит к домикам из шлакоблока Убинского охотничьего кордона, слева и справа  виднеются поляны, временами на них размещаются пчеловоды с пасеками.

Станица Убинская

За кордоном дорога выходит на хорошую грунтовую дорогу. Здесь сворачиваем влево. Примерно через 2 км слева установлены большие цистерны для сбора минеральной воды. Это Запорожские минеральные источники. От этого места до ст. Убинской примерно 12 км прямо по дороге. В ст. Убинской, перейдя через реку, выходим на центральную остановку. Отсюда регулярно курсируют автобусы до Северской и Краснодара.

Всем спасибо за внимание! Желаю всем удачи на маршрутах, а также оставаться людьми и не мусорить на природе. Да и вообще нигде не мусорить!